Alter Ego
Фото: Илья Огарев
Текст: Ольга Борисова
Опубликовано в журнале MENU Magazine #12-01 2012/2013
Опубликовано в журнале MENU Magazine #12-01 2012/2013
Режиссер Николай Хомерики массовому зрителю пока мало известен, зато в
фестивальных кругах и для поклонников «другого» кино он знаменитость. Две его
полнометражные картины – «977» и «Сказка про темноту» – вошли в программу
Каннского фестиваля «Особый взгляд». Впрочем, к артхаусным режиссерам Хомерики
себя никогда не относил. Доказательством тому его работа в телевизионном
проекте «Синдром дракона».
Николай, в вашем кино что-либо прорастает из детства?
В принципе все произрастает из
детства.
Каким оно у вас было?
Неожиданный вопрос, про детство
еще никто не спрашивал. Родился я в Москве. Когда мне было три годика, семья
переехала в Сочи, там я жил до 11 лет в квартире, где сейчас еще живут дедушка,
которому сто лет, и жена маминого брата с детьми. Квартира была большая, с
видом на море. Сейчас этот вид потерялся, потому что весь город застроили
ужасными зданиями. Рядом находилась горка, с которой я катался на санках, когда
выпадал снег. Теперь на этой горке два небоскреба. Как это обычно бывает, не
учли особенностей почвы, и одно из зданий уже дало трещину… Мама работала
педиатром в поликлинике КГБ и МВД, лечила детей людей, работавших в органах. В
детском саду я был один раз, и мне там очень не понравилось. Я провалился в яму,
про меня забыли, и я сидел там весь день, пока вечером не пришла мама. В общем,
я туда больше не ходил. Сидел у мамы на работе за ширмой, пока она вела приемы.
Папа ушел от нас, когда мне было лет пять. Потом мама влюбилась в отчима. Он
жил на поселении в городе Тихорецк – было такое дело Чурбанова, тогда многих
милиционеров посадили за взятки. Когда мамины родители узнали, что у нее роман
с этим, как они говорили, уголовником, сказали: «Езжай, куда хочешь, квартиру
оставляй, мы тебя больше не знаем». И мы поехали в Тихорецк... Через полгода
отчим начал пить, гулять – в общем, не сложилось. Домой нельзя было вернуться –
родители отрезали: «Все. Сама этого хотела, вот и получай».
Не пустили?
Нет. Кавказская семья же. Тогда
мама написала письма в разные города. Ответили из Новороссийска, что им нужны
врачи и они готовы предоставить жилье. Нас поселили в каком-то подвале без
окон, где мы прожили года полтора. Люди в очереди на жилье стояли по двадцать
лет, но так как моя мама вылечила сразу всех детей, кого только можно было, ей
скоро дали квартиру в центре. Она понимала, что там, кроме мореходного училища,
мне поступать некуда, и поменяла квартиру на московскую. Так я снова оказался в
Москве.
У вас друзья в детстве были?
Были. В Сочи был друг, потом в
Тихорецке, мы с ним даже ездили виноград собирать, нас вдвоем отпустили. В
Новороссийске прошло мое взросление – первая любовь, первые серьезные драки –
за школу ходили на так называемые махачи. Честно сказать, Сочи мне не очень
нравился, а вот Новороссийск очень. Там люди получше.
А как вы попали в Нидерланды?
Нидерланды стали моим первым
выездом за границу. В Новороссийске отдыхала голландская семья, у них заболел
ребенок. Мама его вылечила, и эта семья сделала нам приглашение. Мы поехали к
ним в гости, в город Роттердам. Потом после института мне очень хотелось уехать
за границу, и мы с другом взяли InterRail
– проездной на все поезда по Европе. Покатались по всем странам и поняли, что
нам больше всего нравится Голландия.
Почему?
Не из-за наркотиков. Люди
понравились, атмосфера. Оказалось, что там очень дешевое и при этом
качественное образование. После Международного университета в Москве мы
поступили в магистратуру финансового менеджмента университета Маастрихте и Амстердамского
университет. Сначала поехали в Маастрихт, через три месяца поняли, что в
маленьком городишке скучно жить, и перевелись в Амстердам. Там чуть-чуть
поучились, потом вообще все это забросили. В Голландии я окончательно для себя
решил, что надо заниматься кино.
Почему именно кино?
Еще будучи в Москве я часто ходил
в Музей кино, по три фильма в день смотрел. Это сейчас меня в кино не затащишь,
а тогда было очень сильное желание.
Это когда было?
Где-то с 1993 по 1996 год. Сейчас
скачать все можно, но уже не то. Там же общение было, киноклуб, которого сейчас
в нашем мегаполисе нет. Мне кажется, кстати, это огромная беда.
Значит, решив сделать вираж от экономиста в режиссуру, вы поступили на
Высшие режиссерские курсы. Вам ведь повезло с преподавателями?
Думаю, да. Их было трое, и все
разные: Владимир Хотиненко, Павел Финн и Владимир Фенченко. С точки зрения
педагогики я им очень благодарен. Все образование на тот момент было построено
на рассказах мастеров о том, «как я провел лето». А тут мы занимались
практикой, что было очень полезно.
Чему самому главному вы научились?
Смотреть на эту жизнь со стороны.
Параллельно были мастерские Алексея Юрьевича Германа, Владимира Меньшова и
Андрея Смирнова, мы все общались. Для меня это стало переходным периодом. Я понял,
что в жизни все может быть иначе.
Как вы считаете, почему у ваших фильмов довольно благополучная
фестивальная судьба?
Не у всех. Но, думаю, потому, что
фильмы хорошие, извините за нескромность. (Улыбается.)
Ну и воля случая. Например, у «Сердца-бумеранг», который я считаю самым
важным из своих полнометражных фильмов, фестивальная история довольно
витиеватая. Я не стал ждать никаких международных фестивалей в Локарно или
Венеции. Между нами (то есть мной и читателями журнала), я сильно обиделся на
Каннский фестиваль, не взявший картину, и сказал: «Ну если так, не доставайся
же ты никому». И отдал ее на Московский Международный кинофестиваль, где был
получен только один приз от Издательского Дома «Коммерсантъ» за лучший фильм. Дальше
были Турин, Севилья, Роттердам... Фильм оказался недопонят, что в принципе
бывает. Как говорил мой покойный друг Иван Владимирович Дыховичный, если с
фильмом такое происходит, значит, он действительно хороший.
Вы думаете о зрителе, когда снимаете?
Я не для зрителя снимаю, а для
себя и надеюсь, что кому-то это будет интересно. Но у меня есть и другие
фильмы. Сейчас выходит сериал на Первом канале…
Вы сериал сняли?
Многосерийный фильм «Синдром
дракона». Это совместный проект с украинскими продюсерами, очень большой и
дорогой, в котором снялись много, как говорится, медийных актеров. В ноябре два
года, как я его снимал. Сначала думал, из-за денег, потом все равно вкладывался,
как в свое.
И как ощущения от массового кино?
Я себя в массовом кино не ощущал,
просто работал в другом жанре. Случалось, у меня не было денег, а хотелось
что-то снять, и мне отказывали со словами: «Ты артхаусный режиссер». Сейчас чисто
спортивный интерес: что они скажут, посмотрев этот сериал? Если я снимаю
сложные фильмы, это не значит, что не могу снимать другие. Разница только в
том, что какие-то вещи делаешь более понятными, но вся твоя психология и твоя мысль
там есть. Нервничаю только по поводу рекламы – там все так завязано, не знаю,
куда они ее будут вставлять.
Как вам снималось у Ренаты Литвиновой в фильме «Последняя сказка Риты»?
Нормально. Единственная сложность,
что иногда хотелось сымпровизировать, но я не понимал как: Рената не давала
читать сценарий, она писала его по мере съемок, которые шли в течение двух лет.
Вообще режиссеру важен актерский опыт?
Я до этого снимался в
студенческих работах. Мне кажется, очень важно встать на место актера. Есть
тупоголовые режиссеры, которые этого не понимают и говорят: «А давай мне сейчас
повеселее, а давай сейчас вот так…» А может, у актера настроение плохое? Возможность
побывать в его шкуре помогает тебе потом находить правильные слова как
режиссеру.
Алиса Хазанова – ваша любимая актриса?
Да. С Алисой мы познакомились в
Париже, где я учился в киношколе, а она жила. Алиса хотела попробовать себя в
кино, и я снял ее в маленькой роли в дипломном фильме, потом в большей в «977»,
потом была главная роль в «Сказке про темноту». Но это все ерунда, главное –
таких людей редко встретишь. Есть актеры, актрисы, а есть друзья. Вот она стала
другом по жизни.
Какие чувства вы испытываете к своим героям и героиням? Вы их любите, ненавидите,
жалеете – что?
Конечно, люблю их. На героев я
проецирую свое внутреннее альтер эго. Это может быть женщина-милиционер,
машинист метро или ученый, но я всегда даю главным героям что-то свое.
Вы как-то сказали, что кино и книги вас мало занимают, вам интересна
реальная жизнь…
Это правда. В последнее время
думал почитать книжки, но это будто кто-то прожил жизнь, что-то увидел и
написал. Иногда, правда, Гоголя полезно почитать… Но все же хочется самому эту
жизнь видеть, перерабатывать и выдавать. В свое время я много читал книг и
смотрел фильмов. А сейчас уже не хочется читать чужие письма. Скажем так, свои хочется
написать.
Вы и вправду долгое время ничего не читаете?
Новости в Интернете. А в кино
хожу только на премьеры, когда друзья позовут. Больше из политкорректности. А
так – не хочу. Зачем мне смотреть какой-то дурацкий фильм, когда я еще не посмотрел
всего Феллини, Антониони, Пазолини?..
Николай, что нужно, чтобы получилось хорошее кино? Это вообще можно
просчитать как-то?
Что-то можно. Но если просчитывать
будет не очень хороший режиссер, у него все равно не получится. Я этим не
занимаюсь, стараюсь делать разные фильмы. Бывает, режиссер снял фильм в удачной
стилистике и продолжает ее эксплуатировать. Мне же интересно пробовать новое, браться
за то, что не умеешь делать.
Чего вы не умеете, но хотелось бы?
Очень хочу снять
сюрреалистический фильм, что-то между Бунюэлем и Параджановым.
Скажите, а любовь и одиночество – это ваши темы?
Не мои, а всех художников,
композиторов и так далее… Темы любви и смерти начались с момента возникновения
человечества. Две вещи человек не в состоянии до конца понять – что с ним
произойдет после смерти и что такое любовь. Они неуловимы, поэтому о них
интересно снимать кино или писать картины. Все остальное – повседневность.
А про одиночество вы умолчали, заменили смертью…
Все взаимосвязано. Люди рождаются
и умирают в одиночестве, сколько бы друзей у них ни было на Facebook. Он, кстати, является показателем
того, сколько в мире одиноких людей. Одиночество – внутреннее чувство.
У творческих людей оно сильнее выражено?
Обострено. Я, честно сказать,
больше переживаю не за свое одиночество, а за чужое.
Хомерики - чудеснейший человек и режиссер с потрясающей энергией. Очень неожиданно, что кто-то здесь не то что знает про него, а посвятил пост :)
ОтветитьУдалитьЧестно сказать, если б меня на работе не отправили делать это интервью, я так бы и думала, что это "какой-то там режиссер, сыгравший в "Последней сказке Риты".
УдалитьПривет!у тебя замечательный блог и ты получила от меня маленькую блоггерскую награду !http://cuteveber.blogspot.ru/2012/12/liebster-blog-award.html
ОтветитьУдалитьСпасибо за приятные слова!
УдалитьНаминировала тебя)
ОтветитьУдалитьhttp://shmnk.blogspot.ru/2012/12/the-liebster-blog-award.html
Благодарю.
Удалить